Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.06.2025, 17:09

ГБДОУ детский сад № 83 Центрального района СПб

Меню сайта
Заведующий ГБДОУ
Гос.Услуги
Внимание
Новости

Каталог статей

Главная » Статьи » Опыт педагогов

"Дети - наше будущее".

ДЕТИ – НАШЕ БУДУЩЕЕ

                                                                                                                                Зак Светлана Петровна

Куликова Елена Прокофьевна

 

Ключевые слова: нравственное воспитание, мораль, нравственность, личный пример, семейное воспитание.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный,

творческий человек, способный к целеустремленному общественному труду, строителю собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Нравственные основы взрослого человека закладываются с детства.

Современное образование рассматривает нравственное воспитание в системе всестороннего развития личности воспитанников. Нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность. Это позволяет формировать у детей мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.

Нравственное воспитание это одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности. В основе понятия нравственного воспитания лежат понятия мораль и нравственность, эти понятия хорошо раскрыты в книге Б.Т. Лихачева [2]. Мораль  это традиционная содержательная форма общественного сознания и отношения между людьми, одобряемая и поддерживаемая групповым, классовым, общенародным общественным мнением. Мораль определяется характером общественных отношений. Она содержит в себе общепринятые правила, законы, нормы заповеди, запреты, которые с раннего детства внушаются растущему организму.

Мораль обеспечивает приспособление ребенка к условиям общественной жизни, удерживает его в рамках общепринятых норм и правил поведения.

Формирование гуманизма, гражданственности, трудолюбия, благородства и умения управлять собой [3].

В своей педагогической деятельности на протяжении более двадцати пяти лет мы выделяем такие направления нравственного воспитания как воспитание честности, любви к животным, любви к родной природе, соблюдение правил поведения, любовь к труду, внимание к товарищам, доброжелательное отношение к людям, уважение к старшим, воспитание сдержанности, развитие личностных качеств.

А как важно нравственно-патриотическое воспитание? Да это сложный педагогический процесс. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким, к матери, отцу, бабушке, дедушке.

Чувство Родины, начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И, хотя многие впечатления еще не осознаны ими глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Не вызывает сомнений, что в нравственно патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи  дедушек и бабушек  участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, необходимо привить детям такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, трудовой подвиг.

Необходимо использовать все виды фольклора – поговорки, пословицы, сказки.

Понятным и ценным в воспитании детей всех времен, являются пословицы о Родине, о матери, о родном языке, родной природе. Отбирая эти пословицы, мы учитываем, чтобы они были, конечно, доступные пониманию. Одна из любимых пословиц, у наших ребят: «Нет в мире краше Родины нашей». Любовь к Родине и любовь к матери чувства неразрывно связанные между собой. Пословицы о женщине  матери, являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро».

В сказках дети познают борьбу добра со злом. В них дети самоутверждаются, проигрывая поступки героев. У них складываются внутренние представления о чести, совести, справедливости, что является важным компонентом социализации.

Одна из важных проблем современности  воспитание чувства долга перед родителями, умение проявлять сыновнее внимание тогда, когда это будет необходимо в более поздние годы. Оно формируется всей предшествующей жизнью. Чувство долга вырастает из недр детства, благодаря целенаправленному воспитанию ребенка, и проявляется в уважительном отношении к близким.

В.А. Сухомлинский, обращаясь к своим воспитанникам, призывал их не только помнить о долге перед родителями, но и воплощать его в повседневных и конкретных поступках, не переступая той грани в отношениях с близкими:

  • помогай старшим;

  • не стоит требовать у старших того, чего у них нет;

  • не пререкайся со старшими;

  • не делай того, что осуждают старшие [6].

Эти простые истины переведены нами на более доступный для дошкольника язык, поэтому в оригинале они звучат более категорично, так как рассчитаны на школьников. Но как они созвучны с задачами дошкольного воспитания. Как они актуальны по сей день [4].

Большое значение имеет личный пример [3]. Родители должны понимать, что дети впитывают и копируют ваше поведение, а не ваши слова. К словам они лишь прислушиваются и часто пропускают мимо ушей. А вот, если вы свои слова воплощаете в жизнь, то это прекрасный пример. Если дети видят, что взрослые обманывают, то также станут говорить неправду, выдумывать и врать. Если вы, будете использовать в своей речи грубые слова, то маленький ребенок посчитает, что это правильно и в следующий раз может повести себя грубо и пошло. А вот если родители ведут себя спокойно и нравственно, то и ребенок будет копировать их поведение.

Ласка и внимание  вот главные источники, питающие и поддерживающие детскую радость. Забота о ребенке помогает развитию оптимистического характера таких черт личности, которые проявляются в ответном добром отношении к людям, уверенности в своих силах. Радостная атмосфера побуждает ребенка к активной деятельности. Ему хочется помочь маме в ее домашних делах и, конечно, он будет с еще большей охотой участвовать в этих делах, если они ему интересны, и дадут положительные результаты.

Родители часто недооценивают свою роль в развитии характера ребенка и направленности его чувств. Папа Степы недоумевает: «И откуда он такой, ума не приложу. Угрюмый, смотрит на всех так, как будто его обидеть хотят». Но ответ на вопрос не так уж сложен. В тех семьях, где дети видят, что по каждому поводу родители выражают неудовольствие, там они и сами привыкают быть всем недовольными. Если им выговаривают за каждую незначительную провинность, многое запрещается, то дети растут угрюмыми, скрытными, боязливыми. Ребенку надо показывать радостные стороны действительности, в нем следует укреплять веру в то, что добро и справедливость всегда торжествуют. Страх наказания за малейшую провинность, не должен отравлять существование малыша. Иногда эта провинность столь незначительна, а угрозы взрослых столь серьезны, что ребенок теряет ориентировку, не может правильно оценить свое поведение, и поведение сверстников.

А как интересна зависимость детских радостей от условий семейного воспитания, от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками, которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, это общение ребенка с родителями в совместной с ним деятельности. Как дети радуются общими походам в театр, музей, прогулкам на детскую площадку, в лес, на рыбную ловлю. Совсем недавно наша Ксения рассказала о том, как у них прошел выходной: «Пришли мамины подруги. У них еще нет детей. И вот мы все вместе решили поиграть в терем теремок. Представляете, я была мышкой. Все смеялись, нам было так весело, так хорошо». За этим высказыванием встает образ семьи, где взрослые не превращают праздник в свое собственное развлечение, а думают и о младших членах семьи. Радует наших ребят, что скоро пойдут в школу. «Буду учиться, буду стараться»,  говорит нам Вова. Радуются наши ребята любому достижению. «Не умела рисовать дерево, а теперь умею»,  рассказывает Витамина. «Наша воспитательница Елена Прокофьевна долго болела. Когда она вернулась, мы все радовались, как будто у нас праздник»,  рассказывает наш Алешенька.

Особую радость детей вызывают животные, Матвей вспоминает, что самая большая радость  это белый медведь, которого видел в зоопарке, вспоминает, оживленно показывает какой мишка большой, как неуклюже ходит. «А я очень обрадовалась, когда увидела у нашей кошки маленьких котят»,  восхищается Аня. А маленькие животные вызывают особую радость у ребят. Наблюдать за их ростом, играть с ними, для детей большое удовольствие. О них можно позаботиться, покормить, защитить. Это покровительство возвышает ребенка в собственных глазах, он сильный, большой, от него зависит благополучие беспомощных животных.

Первые чувства прекрасного дети часто находят в природе, Лизочка вспоминает: «Мне очень понравилось отдыхать в Севастополе. Я радовалась, когда приходила на море, там много ракушек, красивых камушков, а какие корабли!». Ярослав рассказывал, что он нашел белый гриб, и он был такой красивый, что даже жалко было его срывать.

Да, иногда детские суждения о самом красивом, кажутся наивными. Вот Настенька рассказывает, что самое красивое это бантики в волосах ее подруги Лизы. Степа называет туфли своей мамы. Ну и, что же? Разве это плохо, порадоваться за Лизу, за маму? Встревожить нас должна глухота ребенка к прекрасному, отсутствие у него способности видеть, замечать красивое, радоваться этому [1].

Одно из важнейших качеств личности, начало которого закладывается в дошкольном детстве,  честность. Мы вправе требовать и мы можем ожидать от ребенка правдивых поступков, правдивого признания в совершенном поступке, искреннего выражения чувств по отношению к взрослым и сверстникам. Развитие правдивости успешнее осуществляется в условиях справедливых требований.

Очень ценен правдивый поступок ребенка, совершенный в условиях внутренней борьбы, сказать или не сказать, что это он разбил тарелку, порвал книжку, потерял рукавичку. Если промолчать, то может быть никто и не узнает, а сказать, то будут упрекать. Вот здесь и проявляется формирующийся характер. Что же победит: трусость или мужество и правдивость.

В нашей работе с родителями мы учим видеть эту внутреннюю борьбу, которая совершается в сознании ребенка, и осторожно, неназойливо направляем его на принятие правильного решения.

В помощь взрослым предлагаем привлекать художественную литературу, рассказы, стихи, сказки, пословицы. Ведь именно здесь моральная оценка правдивого поступка не навязывается ребенку, он сам должен разобраться в поступке героя.

Художественное слово силой своей образности и конкретности, воздействует на детей, возбуждая чувство любви и уважения к честным и правдивым людям и, наоборот, чувство презрения ко всякой лжи.

Очень важно также использовать для воспитания правдивости конкретные примеры честного и нравственного поведения самих детей. В нашей группе произошел такой случай. У Настеньки пропали наклейки. Она пожаловалась воспитателям и родителям. Ей было так обидно, ведь наклейки подарила крестная, которая только вчера приехала погостить. Дети сказали, что ничего не брали. Ситуация неприятная. Но вот наступило утро. Дети пришли в группу. Прошел завтрак. И вдруг вернулась мама Илюши. Она не заходила в группу, оставалась в раздевалке. Илюша попросил ребят его послушать. Он признался, что это он взял наклейки. Оказывается, у него точно такие же в этот день остались дома. А он про это забыл и подумал, что Настины наклейки это его.

Илюша вернул наклейки. Настеньку и всех ребят угостил конфетами. Мама ушла на работу с хорошим настроением. Все ребята смеялись, улыбались. Мы были горды за Илюшу, Настю и всех ребят.

Старшие дошкольники способны проявить такое сложное нравственное качество как деликатность. Если они видят перед собой пример для подражания со стороны взрослых, они не позволяют себе указывать на физические недостатки, которые они в состоянии заметить у человека, не станут пристально рассматривать его.

Воспитанный ребенок удовлетворяет свое любопытство лишь спустя некоторое время, когда поразивший его человек не сможет услышать его вопросов. Плохо воспитанный ребенок беззастенчиво указывает пальцем на инвалида, а взрослые тут же нередко удовлетворяют любознательность ребенка, тем самым, причиняя страдания человеку.

Но бывает и так, что старшие не одобряют любопытства ребенка, и малыш не понимает, почему взрослые недовольны его поведением, ведь он сказал правду, что человек хромой, и ему это не нравится.

Сейчас в наши группы могут приходить дети с некоторыми физическими недостатками. Поэтому важно заранее, загодя объяснить детям проблемы будущего их товарища. Только тогда дети не будут плохо к нему относиться. Важно также провести разъяснительную работу и с их родителями, чтобы личное отношение, личный пример давали возможность детям правильно себя вести с таким сверстником. Это научит их сдержанности, деликатности, уважению других не за внешние качества, а за внутренний мир. Воспитание такой сдержанности, ох нелегкое это дело. Ребятам наши требования могут показаться противоречивыми. Но наш опыт показывает, что только последовательное воспитание, только правильные моральные требования, предъявляемые к любимому малышу, поверьте, дадут результат и в этом случае.

Осенью мы гуляли в Михайловском саду. Красота неописуемая. Осеннее солнышко, эти разноцветные листья. И тут мы обратили внимание на двух мальчиков-близнецов. Они играли совсем рядом, а их мама все время разговаривала по мобильному телефону, не обращая на мальчиков особого внимания. Мальчики играют в лошадку. Сами они преобразились в наездников. Лошадок изображают палочки. Они весело скачут друг за другом, погоняя их прутиками. Но вот один мальчик бросает палочку и бежит играть в песочницу, а вот другой мальчик продолжает играть. Он скачет к скамеечке. Оставляет свою лошадку. Идет, берет свое ведерко. Подходит с ним к лошадке и говорит: «На, пей, пожалуйста, водичку, ты так устала». И после того, как лошадка-палочка попила, мальчик кладет перед ней свой платочек со словами: «Покушай сено. Отдохни. А я пойду на работу».

Вот так, воспитываясь в одной семье, первый мальчик выразил свое отношение к животным: для него лошадка-палочка выступала только как предмет, на котором можно ездить верхом, а второй мальчик проявил заботу о лошади, накормил, напоил, не бросил, поставил на место, позаботился. В первом случае  безразличие, а во втором  забота.

В своей педагогической деятельности мы всегда советуем родителям: важно не только во что играют дети, но и как они играют.

Понятно, что игра по-разному будет влиять на воспитание ребенка, в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что мы хотим увидеть впоследствии и в его собственном поведении [1].

Внимание к товарищам, доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, любовь к труду  все это должно быть в правильно организованной игре.

В конце октября мы провели в своей группе с родителями наших воспитанников круглый стол на тему: «Знаете ли вы своего ребенка». Мы пытались донести, что, подражая взрослым, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим он сам проникается соответствующим отношением к другим людям. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей куклой, грубо обращается с пассажирами, которых он перевозит, не согласует своих действий с другими играющими, не уступает другим детям игрушку, неряшливо обращается со своими игрушками, то это приводит сначала к тому, что у ребенка образуются плохие привычки, а затем отрицательные черты характера  эгоизм, неряшливость, упрямство.

И наоборот, если в игре ребенок ласков со своей куклой, всегда убирает игрушки, выполняет взятые на себя в игре обязанности и подчиняется игровым правилам, то у такого ребенка в игре развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, дисциплинированность, общительность и другие ценные качества. Вот почему далеко не безразлично во что играют дети.

Организация здорового питания в детском саду, это не только качественная пища, приготовленная умелым поваром, но и работа воспитателя, научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами. Мы обязательно следим, чтобы детки во время еды не спешили, не играли столовыми приборами, не разговаривали.

Все это легче объяснить ребенку, используя художественно-эстетические приемы и методы во время специально организованных видов деятельности, в совместной с детьми и родителями деятельности воспитателя.

Накопленный материал мы разделили на три направления.

Для педагогов: методическая помощь в организации и проведении разнообразных форм работы с детьми.

Для взрослых: полезная информация для педагогов и родителей о вкусной и здоровой пище, правилах сервировки, и поведения за столом.

Для детей: стихи, загадки, игры, сказки, рассказы, музыкально-театрализованные представления [5].

Овладение культурой еды  нелегкое для детей дело, но формировать эти навыки нужно с раннего возраста. Уже в течение четырех лет немалую поддержку нам оказывают родители. Они принимают участие во всех мероприятиях. Так популярным и любимым стало кафе «Синьор Помидор». Во время подготовки и проведения этого музыкально-познавательного досуга, непосредственно участвуя в нем, дети получают немало полезной информации, а педагоги и родители неожиданно открывают в себе неизвестные раннее таланты. Кто-то вдруг заговорил стихами. А папа Ярослава, необычно сервировал стол. Дедушка Леночки красиво оформил блюдо. Проявляя творчество и фантазию, родители порой создавали такие шедевры из овощей и фруктов, что даже жалко становилось кушать. А артисты кафе поют частушки, исполняют «Танец веселых поварят», разыгрывают сценки из жизни сказочных овощей и фруктов. Наши старания не проходят даром. Все это способствуют не только хорошему аппетиту, но и в игровой форме легко, непринужденно воспитывает умение правильно пользоваться столовыми приборами, культурно вести себя за столом, расширяет знания о вкусной и здоровой пище [5].

Девизом в жизни каждого человека должны стать слова: «Твори добро на всей планете и пусть его сполна получат дети!».

Дети  семена жизни. Дадут положительные всходы семена, будет хлеб на столе, не будет войн, будут цвести сады, будет красота. Жизнь будет продолжаться!

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аванесова В.Н., Венгер Л.А., Ветлугина Н.В. и др. Мир детства: дошкольник / редкол. А.Г. Хрипкова и др. – М.: Педагогика, 1988.  255 с.

  2. Лихачев Б.Т. Философия воспитания  Чтение (Ознакомительный отрывок / глава 2 Мораль и нравственность в становлении личности).  URL: http://modernlib.ru/books/boris_timofeevich_lihachev/ filosofiya_vospitaniya/read_2 (дата обращения 09.01. 2016).

  3. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. – М., 1988.  270 с.

  4. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М.: Просвещение, 1987.  144 с.

  5. Сковорода Е.П. Учимся вести себя за столом // Дошкольное воспитание. – 2013.  № 11.  С. 120-122.

  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям  URL: http://thelib.ru/books/suhomlinskiy_va/serdce_otdayu_ detyam-read.html (дата обращения 09. 01. 2016).

Категория: Опыт педагогов | Добавил: tatyana-murz (10.03.2016)
Просмотров: 201 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск по сайту
Полезные сайты

Copyright MyCorp © 2025
uCoz