Очень много трудов написано о том, как воспитывать ребенка. И, тем не менее, на сегодня это одна из существенных проблем. Родители заняты на работе, дети «живут» в образовательных учреждениях, где они воспитываются и развиваются компетентными педагогами. Дошкольные учреждения призваны помочь семье в воспитании их детей.
Семья, это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, это источник общественного опыта. Каждый ребенок ожидает от близких ему людей безоговорочной любви, его любят таким, какой он есть.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов:
− «Семейный кодекс»;
− «Конвенция о правах ребенка»;
− «Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
− «Конституция РФ»;
− «Закон об образовании»;
− «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;
− Государственный проект «Национальная доктрина образования в Российской Федерации».
В государственном проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» обозначено, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.
Из этих документов видно, что педагог выстраивает взаимодействие с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка посредством вовлечения семей непосредственно в образовательный процесс.
В наш город ежегодно приезжает огромное количество мигрантов. В этих семьях есть дети. Дети мигрантов посещают обычные детские сады города.
В настоящий момент четвертая часть детей – дети мигрантов. Еще одна четвертая часть детей из смешанных семей – родители разной национальности. Еще одна четвертая часть — это семьи, в которых есть родственники, живущие в другом государстве, республике. И толь одна четвертая часть — это семьи русские по принадлежности. Из-за этого периодически возникают трудности в общении, а это связано не только с языковым барьером, но и культурными традициями семей, социальным статусом семьи.
В связи с актуальностью вопроса о культурных традициях нашей страны, мы поставили целью нашей работы – создание оптимальных условий для приобщения детей 4-7 лет к культурным традициям России. Мы не только давали представления о культурно-историческом наследии России, но и знакомились с культурой семей мигрантов.
Для того, чтобы достичь поставленную цель нами были определены следующие задачи:
− создание культурно-образовательной среды в группе ДОУ;
− повышение своей педагогической компетентности в решении задач, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием;
− объединение усилий педагогов и семей в вопросах приобщения к культуре России.
Работа по реализации поставленных задач строилась с учетом следующих педагогических принципов:
− адекватность – мы, педагоги группы детского сада, ориентировались не только на свою позицию в воспитании, но и на традиции семьи, в которой растет ребенок, на реальную социальную среду города, государства;
− субъективность – мы опирались на позицию семьи, ее активность и способы взаимодействия с другими людьми;
− старались корректно преподнести материал детям разных национальностей;
− индивидуальный подход – при проведении мониторинга семей и выработка на основе его результатов индивидуальных стратегий в работе с семьями;
− естественная радость – эмоциональная открытость, сохранение непосредственных реакций;
− эстетический ориентир – стремились помочь семьям воспитать детей, как людей в будущем думающих, созидающих, чувствующих;
− рефлексия – определяли, осознавали проблемы, вырабатывали пути их решения совместно с семьями воспитанников;
− толерантность – взаимная ответственность всех участников процесса и взаимоуважение, совместное преодоление трудностей;
− творчество – мы признали, что каждый уникален и поэтому интересен своими мыслями, продуктами деятельности;
− цикличность – построили содержание развивающей деятельности с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.
В работе с семьями наших воспитанников мы использовали различные формы взаимодействия, что позволило практически каждого родителя вовлечь в процесс развития своего ребенка.
Важная форма работы с родителями — это индивидуальные беседы об интересах детей, о воспитании дома. Из этих бесед мы многое узнали о культурном укладе семьи, их традициях.
На первом родительском собрании мы познакомились. Не секрет, что иногда имена родителей бывают сложными для запоминания и произношения. Поэтому мы ввели систему бейджиков с именем. Каждому предложили на бейджике написать свое имя, которое будут произносить другие при обращении. Тут же мы узнали значения многих имен родителей и это позволило им запомнить имена друг друга к концу собрания. Эти бирочки мы потом наклеили на листе с фотографиями родителей воспитанников и с краткой информацией об интересах членов семьи, их Родине. Этот стенд был вывешен в раздевалке группы. На этом же собрании мы вместе решили, чем бы хотели занять детей и заняться сами. Конечно же, многое решалось и потом. Возникали разные идеи, которые нам приносили родители. А родители руководствовались тем, что их детям жить в России, а поэтому им необходимо узнать страну, город в котором они живут, детей с которыми ходят в одну группу. Одна мама, родом из Киргизии, сказала в беседе с нами: – «...Я же хочу, чтобы Даниэль вырос Человеком. Я понимаю, что он с сестрой будет жить здесь».
Так получилось, что некоторые родители, по роду своей работы, смогли бесплатно организовать:
− походы в кино, и в театры на представление и экскурсию по театру им. А.С. Пушкина;
− посетили и детский кукольный театр им. Домени;
− посетили ГЦДБ им. А.С. Пушкина;
− был организован мамой воспитанника группы ряд экскурсий в Русский музей, Летний сад и Инженерный дворец.
В этом году сами родители предложили провести мастер-класс для детей группы. Были проведены родительские мастер-классы по темам:
− «Кто прячется в глине?» – дети слепили ежиков с мамой воспитанника группы.
− «Мастер-класс по плетению из бисера» – мама Макара научила детей плести из бисера змеек. Это умение передавалось в семье из поколения в поколение по женской линии. То, что родился сын – не испугало маму. Они плетут солдатиков.
− «Разноцветная Пасха» – мама нашей воспитанницы познакомила детей с традицией печь пряники, красить яйца. Они расписали деревянные заготовки силуэтов животных, яиц по выбору.
− «В здоровом теле – здоровый дух!» – папа Вовы рассказал о пользе обливания холодной водой по утрам и зарядке. Вместе с детьми выучил несколько упражнений под стихотворение, которое придумал сам для своего сына.
По всем мастер-классам были выпущены самими родителями газеты на стенд группы «Наши новости».
Проводили и мы мастер-классы для родителей, где они вместе со своими детьми выполняли работу:
− «Новогодний декупаж»; − «Веселые петельки»;
− «Осенняя монотипия».
У нас были прогулки выходного дня, где давалось задание семьям – на фотографии было изображено место города, которое они должны найти и сфотографироваться там, а главное постараться выяснить его историю возникновения. Свои фото и истории они отправляли на сайт группы, где создавалась галерея прогулок на заданный образ история этого места из их рассказов. Более интересные семейные сообщения в последующем получали призы на праздничных мероприятиях.
В течение 3-х лет работы с семьями наших воспитанников мы собрали много интересного материала:
− фотографии с праздников, досугов, прогулок по городу;
− газеты с новостями группы;
− маленькие статьи о жизни семей воспитанников – их увлечения, интересное о традициях; − празднование дней рождений.
Этот материал лег в формирование портфолио на каждого ребенка, которое будет вручено ему при выпуске в школу. В нем собрана вся жизнь детей – их мечты, победы на соревнованиях, их первые неудачи и главное, что они вместе с родителями с ними справились.
Все формы работы с родителями охватили направления, выделенные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
На выпускной вечер родители готовят детям сюрприз – они будут выступать для них – вести праздник в виде сказочных персонажей.
Не все сразу у нас конечно получились, но все вместе мы старались и постепенно пришли к мысли, что у каждого есть место в нашей стране. И некоторым она станет Родиной. Каждый по-своему интересен, каждый несет что-то новое. Семьи из других государств дали нам свой опыт, а они в свою очередь, постарались понять и принять культурно-исторический опыт нашего народа. Наша страна является домом многих народов и в словах: «Я – россиянин» гордо звучит многозвучие ее детей.
Научно-методический журнал для работников дошкольного образования "Теория и практика дошкольного образования" - 2015. - № 2. - 106 с. ISSN 2305-7351
Источник: http://Научно-методический журнал для работников дошкольного образования "Теория и практика дошкольного образования" - 2015. - |