Автор: Елинская С.Н.
Статья размещена в сборнике "Детский сад как среда развития ребенка в свете ФГОС" Центр научных инвестиций.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Формирование связной речи является основной задачей коррекционно-образовательной деятельности в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.
Способы повышения эффективности коррекционной работы по формированию связной речи в условиях реализации ФГОС определяются основными направлениями организации образовательного процесса:
1. Использование современных методик и технологий в обследовании и коррекции связной речи;
2. Индивидуальный подход на всех этапах коррекционно-образовательной деятельности;
3. Построение коррекционно-образовательного процесса с учетом возрастных особенностей детей и преобладание игровой деятельности в дошкольном периоде детства;
4. Комплексный подход в организации коррекционной деятельности;
5. Взаимодействии семьи и ГБДОУ;
6. Организация предметно-пространственной развивающей среды.
Под связной речью понимают единицу речи, составные компоненты которой представляют организованные по законам логики и грамматического строя единое целое. Связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью, но характеризуются "самодостаточностью смысла коммуникативной автономностью". Под отрезками (единицами) связной речи понимают: высказывания, словосочетания, предложения, тексты.
У дошкольников с ОНР связная речь имеет различные нарушения в зависимости уровня речевого развития. Характеристика речи ребенка с ОНР на каждом уровне описана Филичевой Т.Б. При первом уровне речевого развития связная речь отсутствует или представлена словосочетаниями. На втором уровне речевого развития у ребенка имеются начатки общеупотребительной речи, наличие 2-х, 3-х, а иногда четырехсловной фразы. В связной речи присутствует недостаточность передачи смысловых отношений. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики, фонетики, а также нарушением связности, последовательности рассказа и смысловыми пропусками.
Ребенок с четвертым уровнем испытывает затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях.
Таким образом, у дошкольников с ОНР связная речь имеет разнообразные и многочисленные нарушения, определить которые могут современные методы диагностики.
Обследование связной речи ребенка с речевой патологией важный этап не только для уточнения логопедического заключения, но и для определения этапов коррекционной деятельности с учетом индивидуальных потребностей ребенка с ОНР.
При обследовании связной речи отмечают следующие параметры:
1. Объем текста;
2. Длину предложений;
3. Частеречный состав предложений;
4. Количество простых предложений;
5. Количество сложных предложений;
6. Наличие ли отсутствие аграмматизмов;
7. Наличие ил отсутствие стереотипности в построении грамматических конструкций.
Среди современных методов диагностики и мониторинга развития связной речи можно отметить методику обследования с помощью набора ключевых слов (НКС), предложенную Лебедевой И.А. Набор ключевых слов отражает ядерную целостность текста и соотносится со свернутой программой речемыслительной деятельности субъекта в процессе порождения и понимания текста. Данная методика позволяет определить уровень развития связной речи ребенка в баллах, которые определяются количеством воспроизведенных ключевых слов, несущих в себе основную смысловую нагрузку при пересказе текста. Оптимальное число ключевых слов при выборе текста для дошкольников должно быть в районе 6.
Современные методы диагностики позволяют определить содержание индивидуальной коррекционно-логопедической работы.
Выбор эффективных методик и технологий при построении системы коррекционной работы по развитию связной речи определяется основным принципом – единство фонетической, лексической и грамматической стороны речи, без которых полноценная, развернутая и понятная окружающим связная речь невозможна.
К основным методам обучению рассказыванию можно отнести:
1. Беседа;
2. Определенная последовательность вопросов;
3. Совместные речевые действия с планом дальнейшего повествования;
4. Коллективный рассказ;
5. Использование графических схем и наглядных опор;
6. Включение игр с импровизированными диалогами и монологами.
При обучении рассказыванию должны использоваться различные виды текстов:
1. Рассказ по теме картины;
2. Рассказ в выходом за пределы данного;
3. Рассказ по фрагментам изображений;
4. Рассказ-описание конкретного объекта;
5. Рассказ «от имени» персонажа или объекта картины;
6. Рассказ по серии сюжетных картин;
7. рассказ-сравнение;
8. Рассказ по рисунку.
Основными критериями к организации занятий по развитию связной речи являются:
1. Развитие связной речи как процесс речевого воспитания;
2. Единство развития связной речи и когнитивного развития ребенка, что имеет особую актуальность у детей с речевой патологией, т. к. при ОНР отмечается вторичное нарушение неречевых психических функций: зрительного, слухового внимания, памяти;
3. Многоаспектная оценка продукта речевой деятельности (целостность, связность речевого высказывания и др.);
4. Мотивация или моделирование речевых ситуаций имеет большое значение при тяжелых речевых нарушениях, особенно если отмечается снижение речевой активности ребенка;
5. Переход от простых структур к более сложным.
Коррекционно-развивающая деятельность по формированию связной речи должна строится поэтапно. Базовый этап работы над связной речью – это подготовительный этап, который предусматривает формирование речевой готовности ребенка ( активизация, расширение , уточнение лексики, развитие лексико-грамматических категорий, развитие фонетико-фонематических процессов). На подготовительном этапе также формируется неречевая готовность ребенка к развитию связной речи – формирование когнитивных процессов.
Далее построение этапов формирования связной речи может определяться с помощью технологии Ткаченко Т.А.
На начальном этапе работа над связной речью начинается с пересказа по демонстрации действия. Этот вид работы наиболее эффективен для детей с низким уровнем речевого развития, имеет большую наглядность и прост для восприятия ребенка. Демонстрировать действия могут другие дети по инструкции педагога. Тематика инструкций может быть в рамках изучаемой лексической темы, например «Как ухаживать за комнатными растениями». Этот вид коррекционной работы возможен в двух вариантах, когда педагог предоставляет детям образец рассказа, и когда рассказ составляется детьми самостоятельно.
Далее можно перейти к пересказу рассказов по предметным картинкам и по серии сюжетных картин, где план рассказа обеспечивается порядком картинок, которые педагог предоставляет детям по мере рассказывания и подкрепляется предоставлением детям образец рассказа.
Следующий вид деятельности- это составление рассказа по серии сюжетных картин без предоставления образца рассказа.
При успешном выполнении и отсутствии сложностей в пересказе и составлении рассказов по серии картин, можно перейти к этапу составления
рассказа по одной сюжетной картине. Если ребенок испытывает сложности в составлении рассказа, то необходимо составлять пересказ с опорой на образец рассказа, предоставленный педагогом, далее на вопросный план.
При завершении этих этапов работы дошкольник с ОНР обычно уже не испытывает сложностей при самостоятельном составлении различных видов рассказов (описательных и повествовательных) по плану-схеме.
На всех этапах работы по составлению рассказов и пересказов должны использоваться специальные коррекционные игры, которые помогут дошкольнику в создании продукта связной речи. Эти коррекционные игры можно условно разделить на следующие разделы:
1. Игры повышающие мотивацию и моделирующие речевую ситуацию, например, «Напишем письмо», «Сделаем репортаж»;
2. Игры способствующие восприятию картины, серии картин, например, «Назовите предметы, которые находятся слева-справа (внизу-вверху) картины»;
3. Игры на развитие неречевых психических функций, способствующие построению логических связей в рассказе (пересказе), например, «Что было раньше (позже)?», «Относится ли это предложение к картине?»;
4. Игры на развитие ОРН, способствующие развитию плавности речи, четкости дикции при воспроизведении продукта связной речи, например, воспроизведение чистоговорок со звуками, которые часто используются в продукте связной речи;
5. Игры на развитие лексико-грамматических категорий, способствующие профилактике аграмматизмов в связной речи, например, «Назови предметные картинки» (с целью уточнения и расширения словаря по лексической теме картины, рассказа), «Скажи какой, какая, какое» (согласование прилагательных с существительными и подбор синонимов), «Подбери или замени слово-действие» (уточнение глагольного словаря, подходящего к сюжету картины, рассказа), «Перепутанные слова» (работа с деформированной фразой, относящейся к сюжету картины, рассказа).
Эффективная работа по формированию связной речи у дошкольников с ОНР должна сопровождаться комплексным подходом в коррекционной работе всех специалистов ГБДОУ.
Учитель-логопед непосредственно разрабатывает индивидуальный план работы для каждого ребенка и осуществляет коррекцию всех сторон речи (лексико-грамматической, фонетико-фонематической, слоговой структуры, звукопроизношения, общих речевых навыков) и интеграцию с основными образовательными областями (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), и определяет этапы индивидуальной работы по формированию связной речи.
Воспитатель способствует развитию связной речи ребенка, реализуя коррекционно-воспитательную деятельность в основных образовательных областях (Речевое развитие, познавательное развитие, социально-
коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). Огромную роль в развитие связной речи ребенка играет сюжетно-ролевая игра, с помощью которой возможно осуществление индивидуального подхода в развитии связной речи ребенка.
Важная роль в формировании связной речи у детей с ОНР принадлежит педагогу-психологу. Педагог –психолог осуществляет развитие неречевых психических функций ребенка, т.к. процесс развития связной речи неотделим от когнитивного развития ребенка. Еще одна важная задача педагога-психолога в развитии связной речи - это развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка, что непосредственным образом влияет на мотивацию дошкольника создавать продукт связной речи.
Музыкальный руководитель способствует развитию у детей слухового восприятия, общих речевых навыков(плавности, четкости, интонационной выразительности речи), без которых невозможна понятная и разборчивая связная речь.
Только в разностороннем и комплексном взаимодействии специалистов ГБДОУ возможно реализовать эффективную работу по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
В развивать связной речи ребенка важную роль играет взаимодействие семьи и ГБДОУ. Помочь родителям в выборе коррекционно-развивающих игр могут традиционные и современные формы взаимодействия семьи и специалистов:
1. Индивидуальные консультации;
2. Родительские собрания;
3. Круглые столы;
4. Информационный материал для родителей на стенде, сайте ГБДОУ;
5. Дистанционное обучение в блоге учителя-логопеда;
6. Взаимодействие родителей и учителя-логопеда в индивидуальной тетради ребенка (по запросу родителей).
Формирование развивающей предметно-пространственной среды является неотъемлемой частью коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи ребенка.
Предметно-пространственная среда, способствующая развитию связной речи предполагает наличие разнообразных игр для формирования когнитивных навыков ребенка (игры на развитие операций логического мышления, памяти, слухового, зрительного внимания), а также непосредственно наглядный материал для обучения пересказу и рассказыванию: картины различных жанров (пейзажи, натюрморты, жанровые картины, серии сюжетных картин, настольно-печатные игры, иллюстрации, фотографии), которые подобраны с учетом задач обучения и доступности содержания.
Коррекционно-образовательной деятельность в условиях реализации ФГОС предполагает комплекс мероприятий по повышению эффективности работы, которые заключаются в выборе современных методик обследования и индивидуальный подбор способов и технологий, способствующих развитию связной речи ребенка, которые реализуются в тесном взаимодействии
специалистов ГБДОУ и семьи, в сформированной с учетом основных целей и задач по формированию связной речи предметно-пространственной развивающей среде.
Литература:
1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР под редакцией проф. Лопатиной Л.В.-СПб., 2014
2. Лебедева И.А. Развитие связной речи дошкольников.- СПб.,2009
3. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. - М., Просвещение 2008
4. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет.- М., 2007
5. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. -СПб., 2006
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М., 2004
|