Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.06.2025, 07:26

ГБДОУ детский сад № 83 Центрального района СПб

Меню сайта
Заведующий ГБДОУ
Гос.Услуги
Внимание
Новости

Каталог статей

Главная » Статьи » Опыт педагогов

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

 

Автор:  Елинская С.Н.

Статья размещена в сборнике "Детский сад как среда развития ребенка в свете ФГОС" Центр научных инвестиций.

 

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Формирование связной речи является основной задачей коррекционно-образовательной деятельности в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи.

Способы повышения эффективности коррекционной работы по формированию связной речи в условиях реализации ФГОС определяются основными направлениями организации образовательного процесса:

1. Использование современных методик и технологий в обследовании и коррекции связной речи;

2. Индивидуальный подход на всех этапах коррекционно-образовательной деятельности;

3. Построение коррекционно-образовательного процесса с учетом возрастных особенностей детей и преобладание игровой деятельности в дошкольном периоде детства;

4. Комплексный подход в организации коррекционной деятельности;

5. Взаимодействии семьи и ГБДОУ;

6. Организация предметно-пространственной развивающей среды.

Под связной речью понимают единицу речи, составные компоненты которой представляют организованные по законам логики и грамматического строя единое целое. Связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью, но характеризуются "самодостаточностью смысла коммуникативной автономностью". Под отрезками (единицами) связной речи понимают: высказывания, словосочетания, предложения, тексты.

У дошкольников с ОНР связная речь имеет различные нарушения в зависимости уровня речевого развития. Характеристика речи ребенка с ОНР на каждом уровне описана Филичевой Т.Б. При первом уровне речевого развития связная речь отсутствует или представлена словосочетаниями. На втором уровне речевого развития у ребенка имеются начатки общеупотребительной речи, наличие 2-х, 3-х, а иногда четырехсловной фразы. В связной речи присутствует недостаточность передачи смысловых отношений. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики, фонетики, а также нарушением связности, последовательности рассказа и смысловыми пропусками.

Ребенок с четвертым уровнем испытывает затруднения в передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях.

Таким образом, у дошкольников с ОНР связная речь имеет разнообразные и многочисленные нарушения, определить которые могут современные методы диагностики.

Обследование связной речи ребенка с речевой патологией важный этап не только для уточнения логопедического заключения, но и для определения этапов коррекционной деятельности с учетом индивидуальных потребностей ребенка с ОНР.

При обследовании связной речи отмечают следующие параметры:

1. Объем текста;

2. Длину предложений;

3. Частеречный состав предложений;

4. Количество простых предложений;

5. Количество сложных предложений;

6. Наличие ли отсутствие аграмматизмов;

7. Наличие ил отсутствие стереотипности в построении грамматических конструкций.

Среди современных методов диагностики и мониторинга развития связной речи можно отметить методику обследования с помощью набора ключевых слов (НКС), предложенную Лебедевой И.А. Набор ключевых слов отражает ядерную целостность текста и соотносится со свернутой программой речемыслительной деятельности субъекта в процессе порождения и понимания текста. Данная методика позволяет определить уровень развития связной речи ребенка в баллах, которые определяются количеством воспроизведенных ключевых слов, несущих в себе основную смысловую нагрузку при пересказе текста. Оптимальное число ключевых слов при выборе текста для дошкольников должно быть в районе 6.

Современные методы диагностики позволяют определить содержание индивидуальной коррекционно-логопедической работы.

Выбор эффективных методик и технологий при построении системы коррекционной работы по развитию связной речи определяется основным принципом – единство фонетической, лексической и грамматической стороны речи, без которых полноценная, развернутая и понятная окружающим связная речь невозможна.

К основным методам обучению рассказыванию можно отнести:

1. Беседа;

2. Определенная последовательность вопросов;

3. Совместные речевые действия с планом дальнейшего повествования;

4. Коллективный рассказ;

5. Использование графических схем и наглядных опор;

6. Включение игр с импровизированными диалогами и монологами.

При обучении рассказыванию должны использоваться различные виды текстов:

1. Рассказ по теме картины;

2. Рассказ в выходом за пределы данного;

3. Рассказ по фрагментам изображений;

4. Рассказ-описание конкретного объекта;

5. Рассказ «от имени» персонажа или объекта картины;

6. Рассказ по серии сюжетных картин;

7. рассказ-сравнение;

8. Рассказ по рисунку.

Основными критериями к организации занятий по развитию связной речи являются:

1. Развитие связной речи как процесс речевого воспитания;

2. Единство развития связной речи и когнитивного развития ребенка, что имеет особую актуальность у детей с речевой патологией, т. к. при ОНР отмечается вторичное нарушение неречевых психических функций: зрительного, слухового внимания, памяти;

3. Многоаспектная оценка продукта речевой деятельности (целостность, связность речевого высказывания и др.);

4. Мотивация или моделирование речевых ситуаций имеет большое значение при тяжелых речевых нарушениях, особенно если отмечается снижение речевой активности ребенка;

5. Переход от простых структур к более сложным.

Коррекционно-развивающая деятельность по формированию связной речи должна строится поэтапно. Базовый этап работы над связной речью – это подготовительный этап, который предусматривает формирование речевой готовности ребенка ( активизация, расширение , уточнение лексики, развитие лексико-грамматических категорий, развитие фонетико-фонематических процессов). На подготовительном этапе также формируется неречевая готовность ребенка к развитию связной речи – формирование когнитивных процессов.

Далее построение этапов формирования связной речи может определяться с помощью технологии Ткаченко Т.А.

На начальном этапе работа над связной речью начинается с пересказа по демонстрации действия. Этот вид работы наиболее эффективен для детей с низким уровнем речевого развития, имеет большую наглядность и прост для восприятия ребенка. Демонстрировать действия могут другие дети по инструкции педагога. Тематика инструкций может быть в рамках изучаемой лексической темы, например «Как ухаживать за комнатными растениями». Этот вид коррекционной работы возможен в двух вариантах, когда педагог предоставляет детям образец рассказа, и когда рассказ составляется детьми самостоятельно.

Далее можно перейти к пересказу рассказов по предметным картинкам и по серии сюжетных картин, где план рассказа обеспечивается порядком картинок, которые педагог предоставляет детям по мере рассказывания и подкрепляется предоставлением детям образец рассказа.

Следующий вид деятельности- это составление рассказа по серии сюжетных картин без предоставления образца рассказа.

При успешном выполнении и отсутствии сложностей в пересказе и составлении рассказов по серии картин, можно перейти к этапу составления

рассказа по одной сюжетной картине. Если ребенок испытывает сложности в составлении рассказа, то необходимо составлять пересказ с опорой на образец рассказа, предоставленный педагогом, далее на вопросный план.

При завершении этих этапов работы дошкольник с ОНР обычно уже не испытывает сложностей при самостоятельном составлении различных видов рассказов (описательных и повествовательных) по плану-схеме.

На всех этапах работы по составлению рассказов и пересказов должны использоваться специальные коррекционные игры, которые помогут дошкольнику в создании продукта связной речи. Эти коррекционные игры можно условно разделить на следующие разделы:

1. Игры повышающие мотивацию и моделирующие речевую ситуацию, например, «Напишем письмо», «Сделаем репортаж»;

2. Игры способствующие восприятию картины, серии картин, например, «Назовите предметы, которые находятся слева-справа (внизу-вверху) картины»;

3. Игры на развитие неречевых психических функций, способствующие построению логических связей в рассказе (пересказе), например, «Что было раньше (позже)?», «Относится ли это предложение к картине?»;

4. Игры на развитие ОРН, способствующие развитию плавности речи, четкости дикции при воспроизведении продукта связной речи, например, воспроизведение чистоговорок со звуками, которые часто используются в продукте связной речи;

5. Игры на развитие лексико-грамматических категорий, способствующие профилактике аграмматизмов в связной речи, например, «Назови предметные картинки» (с целью уточнения и расширения словаря по лексической теме картины, рассказа), «Скажи какой, какая, какое» (согласование прилагательных с существительными и подбор синонимов), «Подбери или замени слово-действие» (уточнение глагольного словаря, подходящего к сюжету картины, рассказа), «Перепутанные слова» (работа с деформированной фразой, относящейся к сюжету картины, рассказа).

Эффективная работа по формированию связной речи у дошкольников с ОНР должна сопровождаться комплексным подходом в коррекционной работе всех специалистов ГБДОУ.

Учитель-логопед непосредственно разрабатывает индивидуальный план работы для каждого ребенка и осуществляет коррекцию всех сторон речи (лексико-грамматической, фонетико-фонематической, слоговой структуры, звукопроизношения, общих речевых навыков) и интеграцию с основными образовательными областями (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), и определяет этапы индивидуальной работы по формированию связной речи.

Воспитатель способствует развитию связной речи ребенка, реализуя коррекционно-воспитательную деятельность в основных образовательных областях (Речевое развитие, познавательное развитие, социально-

коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). Огромную роль в развитие связной речи ребенка играет сюжетно-ролевая игра, с помощью которой возможно осуществление индивидуального подхода в развитии связной речи ребенка.

Важная роль в формировании связной речи у детей с ОНР принадлежит педагогу-психологу. Педагог –психолог осуществляет развитие неречевых психических функций ребенка, т.к. процесс развития связной речи неотделим от когнитивного развития ребенка. Еще одна важная задача педагога-психолога в развитии связной речи - это развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка, что непосредственным образом влияет на мотивацию дошкольника создавать продукт связной речи.

Музыкальный руководитель способствует развитию у детей слухового восприятия, общих речевых навыков(плавности, четкости, интонационной выразительности речи), без которых невозможна понятная и разборчивая связная речь.

Только в разностороннем и комплексном взаимодействии специалистов ГБДОУ возможно реализовать эффективную работу по формированию связной речи у дошкольников с ОНР.

В развивать связной речи ребенка важную роль играет взаимодействие семьи и ГБДОУ. Помочь родителям в выборе коррекционно-развивающих игр могут традиционные и современные формы взаимодействия семьи и специалистов:

1. Индивидуальные консультации;

2. Родительские собрания;

3. Круглые столы;

4. Информационный материал для родителей на стенде, сайте ГБДОУ;

5. Дистанционное обучение в блоге учителя-логопеда;

6. Взаимодействие родителей и учителя-логопеда в индивидуальной тетради ребенка (по запросу родителей).

Формирование развивающей предметно-пространственной среды является неотъемлемой частью коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи ребенка.

Предметно-пространственная среда, способствующая развитию связной речи предполагает наличие разнообразных игр для формирования когнитивных навыков ребенка (игры на развитие операций логического мышления, памяти, слухового, зрительного внимания), а также непосредственно наглядный материал для обучения пересказу и рассказыванию: картины различных жанров (пейзажи, натюрморты, жанровые картины, серии сюжетных картин, настольно-печатные игры, иллюстрации, фотографии), которые подобраны с учетом задач обучения и доступности содержания.

Коррекционно-образовательной деятельность в условиях реализации ФГОС предполагает комплекс мероприятий по повышению эффективности работы, которые заключаются в выборе современных методик обследования и индивидуальный подбор способов и технологий, способствующих развитию связной речи ребенка, которые реализуются в тесном взаимодействии

специалистов ГБДОУ и семьи, в сформированной с учетом основных целей и задач по формированию связной речи предметно-пространственной развивающей среде.

 

Литература:

1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с ТНР под редакцией проф. Лопатиной Л.В.-СПб., 2014

2. Лебедева И.А. Развитие связной речи дошкольников.- СПб.,2009

3. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В. - М., Просвещение 2008

4. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет.- М., 2007

5. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. -СПб., 2006

6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М., 2004

 

Категория: Опыт педагогов | Добавил: tatyana-murz (28.04.2016) | Автор: Елинская С.Н.
Просмотров: 442 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск по сайту
Полезные сайты

Copyright MyCorp © 2025
uCoz