Статья опубликована в Научно-методическом журнале для работников дошкольного образования «Теория и практика дошкольного образования» № 1 (14), 2017 г. Чебоксары
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПРАЗДНИКАМ НАРОДНОГО КАЛЕНДАРЯ РОССИИ
ШУБИНА Лариса Леонидовна музыкальный руководитель,
ЩЕМЕЛИНИНА Ия Георгиевна музыкальный руководитель,
ГБДОУ «Детский сад № 83» Центрального района г. Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. В данной статье рассматривается опыт работы организации и проведения праздников по народному календарю: «Осенины», «Сочельник», «Масленица» во взаимодействии с педагогами учреждения и родителями.
Ключевые слова: народный календарь, взаимодействие с педагогами и родителями.
В федеральном образовательном стандарте не малое место отводится духовно-нравственному воспитанию. В законе об образовании говорится о том, что образование подрастающего поколения должно носить светский характер. Главная цель нравственно-эстетического воспитания детей – это развитие интереса и любви к творчеству своего народа. С древних времен наши предки наставляли своих близких хранить веру своим традициям, своей земле, почитать старших, служить государству. Учили нести эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом. Каждый кто хочет помнить прошлое, правильно понимать настоящее и видеть будущее развитие своего народа, себя, должен знать и понимать фольклор.
В нашем дошкольном учреждении работает творческая группа по данному вопросу в русле изучения народного календаря России. Мы обратились к народному творчеству, как средству, несущему общечеловеческие ценности, помогающему воспитывать достойного гражданина своей Родины. Через раскрытие народной мудрости, красоты родного края мы воспитываем в детях любовь к Родине. Только человек любящий свою Родину, может стать патриотом, нести свою культуру своим детям и другим народам, не будучи поглощенным чуждой культурой [1]. Для нас фольклор – это средство воспитания. Мы считаем, что работа по приобщению детей к народному фольклору необходимо вести всем педагогам сообща.
Участники творческой группы определили, что традиции русского народа исходят от природы. В книге И.Д. Полуянова хорошо раскрыты традиции, обычаи, труд русского народа [4]. Весь календарь основан на приметах, связанных с природой – ее сезонными проявлениями. Это дает возможность не затрагивать вопросов язычества и христианства.
На Руси календарь называли месяцесловом, который охватывал весь год. Цикличность календаря олицетворялась с человеческой жизнью: весна – молодость, лето – расцвет, осень – время сбора урожая, зима – мудрость, покой [2]. Раньше языческий календарь основывался на солнечной активности, а современный – христианский ориентирован на луну.
Нами были отобраны праздничные обряды по временам года, которые мы смогли воплотить в детских праздничных игровых досугах:
− «Осенины» – сентябрь;
− «Новый год» – январь («Старый Новый год» 13 января);
− «Масленица» – конец февраля; − «Жаворонки» – конец марта.
Мы не затрагиваем летний период, так как график работы нашего учреждения в летний период постоянно меняется. С самого начала мы определили нашу работу совместно с воспитателями, которые помогли: организовать выступления на праздниках родителей наших воспитанников; подготовить маски, костюмы для ряженья детей; выучить с детьми заклички, песенки-потешки, народные игры; разработать атрибуты театра Петрушки, разработать игровые задания; выступили героями праздников.
Воспитатели помогли организовать работу по проведению непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию.
Нами совместно были подобраны музыкальные образцы песенного творчества, рожковая музыка пастухов, народные мелодии в современной обработке, образцы народного декоративно-прикладного творчества (Хохлома, Гжель). По подобранным нами выкройкам народных костюмов вместе мы собрали коллекцию одежды, масок, шапок для праздничных досугов.
В народных песнях, играх, обрядах, праздниках – прекрасный материал для развития эстетических чувств детей, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребенка, так как они ритмичны, мелодичны, эмоционально ярко окрашены, своей простотой они понятны и близки ему [3]. Образы Кота, поющего колыбельную, Ворона, играющего во трубу близки ребенку своей выразительностью и приближенностью к игре. Маленькие детки хотят повторить мелодию колыбельной Кота, поиграть с Вороном. Старшие дети с удовольствием играют в фольклорные хороводные игры с пением.
Нами создана картотека, в которой собраны: хороводные игры с пением, песенки-потешки, заклички, загадки, обряды. Каждое фольклорное произведение является фактором словесного и музыкального искусства, а также фактором народного быта. Хороводные песни звучали во время весенних хороводов, обрядов. Частушки исполнялись во время гулянья. Неотъемлемой частью являются колыбельные песни детям, считалки, пестушки. Мы сделали подборки аудио материала к праздникам, видеодеку по народным обрядам, создали презентации по ознакомлению с праздниками. Папы помогли сделать нам народные музыкальные инструменты: «Дрова», «Трещотки», «Палочки». Дети расписали вместе с родителями на матер-классе деревянные ложки. Нами были составлены рекомендации для родителей: «Ложки резные – музыканты удалые!»; «Пою песенку-потешку и пестушку малышу»; «Я играю и пою, развиваюсь и расту!».
В одной из групп было организовано музейное арт-пространство «Посиделочки», в котором собрали резную, расписную посуду, плетеные коврики, поставили лавку, сделанную руками родителей воспитанника (папа сделал, мама расписала), тряпичные куклы, одежда для ряженья. Там проводится вечерняя совместная деятельность детей и воспитателей, самостоятельные игры детей. Мы считаем, что, обратившись к народным праздникам, мы воспитываем в наших детях духовность и патриотизм. Они являются источником познавательного и нравственного развития детей.
Нами был разработан и апробирован праздничный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Осенины» как итоговое мероприятие.
Цель: приобщение детей к народным традициям и фольклору.
Задачи:
Образовательные: формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к русской народной культуре посредством вовлечения их в творческий и игровой процесс; формировать всесторонне развитую личность, посредством приобщения к культуре и искусству русского народа; продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа; дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов и обрядов.
Развивающие: развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений; доставить детям радость, создать положительный эмоциональный настрой; развивать художественно-творческие способности, словесное творчество, эмоционально-ценностное отношение каждого ребенка к действительности; способствовать успешной социализации детей.
Воспитательные: прививать интерес к народному творчеству; воспитывать чувство патриотизма и любви к Отечеству.
К этому празднику с помощью родителей мы подготовили для детей сценку со Скоморохом (папа воспитанника) и Осенью (мама воспитанницы), что явилось сильным воспитательным средством в работе с детьми и родителями. Воспитатели с родителями к празднику организовали мастерскую костюмов овощей, грибов, грибника, в которых потом выступали их дети. Многие мамы пришли в косынках, павлопосадских платках, а те, у кого не было своего головного убора воспользовались кокошниками из копилки ряженья группы. Всем папам были выданы фуражки с цветочком и кушаки праздничные. Педагоги группы и мы, музыкальные руководители, надели сарафаны, сшитые своими руками. Праздник удался на славу.
На Новый год, который мы дополнительно провели после традиционного праздника все дети получили от родителей в подарок сахарного петушка на палочке, что является традицией. Сейчас всем садом мы готовимся к Масленице. А потом встреча птиц и пускание корабликов в ручьи.
Уже сейчас мы видим результат наших совместных трудов – у нас есть общее дело, общие разговоры, много улыбок. А главное появился интерес не только у детей, но и родителей – «А, что же будет дальше?» Музыка воспитывает нас таким образом, что мы даже и не замечаем этого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Буренина А.И. Дорогие коллеги! // Музыкальная палитра. – № 2. – С. 2.-3.
- Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Осень золотая (книга для педагогов и родителей). – М.: Цветной мир, 2013. – 96 с.
- Муромцева Е.Г. Фольклор: педагогическая магия или эффективный фактор социально-личностного воспитания // Актуальные проблемы дошкольного образования социально-личностное развитие дошкольников: сборник тезисов ежегодной зональной научно-практ. конф. – Руза УМЦ, 2012. – С. 32-33.
- Полуянов И.Д. Деревенские святцы: по устным народным календарям. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 1998. – URL: https://knigogid.ru/books/11296-derevenskie-svyatcy/toread (дата обращения 30.11.2016).
|