Воспитывать интерес к миру вещей как объектов, несущих смысловое значение; созданию с их помощью композиций, несущих смыслы и информацию. Воспитывать способность быть другом, раскрывая ценность дружбы.
Мы разработали план занятия «Портрет моего друга/моей подруги».
В предварительной работе мы:
−подобрали для вводной беседы зрительный ряд изображений инсталляций;
−подготовили и провели игру «Вещи умеют говорить», цель которой познакомить детей со смысловым значением предметов (объектов) окружающего пространства;
−провели беседу «Портрет из шляпы», цель которой дать детям представление о том, что с помощью вещей можно показать черты характера человека, подчеркнуть его увлечения, профессию; название портрета должно сочетаться с идеей инсталляции портрета;
−в вечернее время в совместной деятельности с детьми создали портрет одного из сотрудников детского сада, цель которой научить детей объединять вещи одной идеей;
−организовали пространство развивающей среды группы: альбом с репродукциями инсталляций для самостоятельного рассматривания, внесли предметы природного окружения (ракушки, камешки, фурнитуру, украшения);
−изготовили способом оригами коробочку.
Нами были использованы такие педагогические технологии как: развивающее обучение (познавательно-исследовательская деятельность), игровая технология (принятие на себя образа художника), оздоровительная технология (физкультминутка «Мы волшебниками станем»). Во время совместной образовательной деятельности нами использовалась музыка композитора А.Л. Рыбникова как фоновая.
Интеграция образовательных областей: развитие речи, физическая культура, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическая, познавательное развитие – помогла сделать совместную образовательную деятельность для детей более насыщенно и интересной. В работе по созданию инсталляций использовался весь предметный мир группы (игрушки, атрибуты для игр, природный материал, фурнитура), шляпа Волшебника.
После проведения интегрированного занятия «Портрет моего друга/подруги» нами была создана видео-презентация «Портрет моего друга», где была отражена работа детей во время создания инсталляции. Целью презентации является желание оживить у детей впечатления от работы, создать положительный эмоциональный отклик.
После просмотра видео-презентации мы обсудили с детьми их работу по вопросам:
−Было-ли легко подобрать предметы для портрета, почему?
−Было-ли интересно создавать образ подруги/друга с помощью предметов?
−Чей портрет ты создал бы ещё, используя вещи?
После создания инсталляции «Портрет моего друга» мы продолжили работу по созданию инсталляций по темам: «Мой папа (дедушка, дядя, брат)» – мужчины в семье к празднованию Дня защитника Отечества; «Мама (бабушка, тётя, сестра)» – женщины в семье к празднованию Международного дня женщин; «Масленица» – во время масленой недели (конец февраля); «Любимая русская народная сказка» – в апреле; «Моя Россия» – к майским праздникам; «Мой город» – ко дню рождения города.
- наших воспитанников проявили интерес к детским работам, и мы организовали мастер-класс с последующей фотовыставкой. К выставке инсталляций детей и родителей мы разработали и раздали листовки с приглашением на выставку с проведением мастер-класса. Выставка была организована в пространстве группы. Инсталляции, ранее изготовленные, были представлены в виде больших фотографий. На выставку были приглашены дети и педагоги из других групп. Тут же после проведения мастер-класса по созданию инсталляции «Детство», была выбрана лучшая работа среди родителей, педагогов и детей.
В результате нашей работы мы пришли к выводу, что эта методика подходит к работе по проведению занятия с детьми старшего дошкольного возраста, так как они способны отображать визуальный опыт с помощью подбора предметов, характеризующих объект их представления. Она даёт возможность:
‒заинтересовать детей в выполнении задания, так как для них оно носит игровой и деятельностный характер, не традиционность, составления портрета человека, что вызывает интерес к деятельности;
‒внести разнообразие в дидактический материал по ознакомлению детей с портретом;
‒раскрыть духовно-ценностный потенциал семьи, друзей, природы, Родины;
‒развивать воображение, логику и творческие способности воспитанников, познавательно-исследовательскую деятельность, социальные компетенции, абстрактное мышление через символическое восприятие объектов окружающего мира, наблюдательность и интерес к познанию мира Природы и Человека;
‒сделать воспитательно-образовательный процесс более интересным, насыщенным и динамичным;
‒использовать среду группы как арт-пространство;
‒раскрыть творческий потенциал сотрудников детского сада и группы.
Ознакомление детей с инсталляцией даёт возможность показать детям важность умения видеть объект в сочетании с деталями, местом, дополнительной информацией. Дети получили собственный опыт отображения индивидуальности человека через символический смысл вещей окружающего пространства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ