Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.06.2025, 17:37

ГБДОУ детский сад № 83 Центрального района СПб

Меню сайта
Заведующий ГБДОУ
Гос.Услуги
Внимание
Новости

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

СОЗДАНИЕ ИНСТАЛЯЦИИ «ПОРТРЕТ МОЕГО ДРУГА»

Статья размещена в Научно-методическом журнале для работников дошкольного образования «Теория и практика дошкольного образования» № 1 (14), 2017 г. Чебоксары

 

 

СОЗДАНИЕ ИНСТАЛЯЦИИ «ПОРТРЕТ МОЕГО ДРУГА»

С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ

 

ХАРЧЕВНИКОВА Татьяна Михайловна

заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе

ЛОМОВЦЕВА Любовь Борисовна воспитатель

ГБДОУ «Детский сад№ 83» Центрального района г. Санкт-Петербург, Россия»

 

В данной статье раскрываются понятие инсталляции как формы искусства, позволяющей в работе с детьми старшего дошкольного возраста осмысливать символическое значение вещи посредством создания портрета друга. Как средство для развития у детей психических процессов и навыков коммуникации.

 

Ключевые слова: инсталляция, визуальное восприятие, совместная образовательная деятельность, символ, вещь.

 

В

соответствии с задачами федерального государственного образовательного стандарта важно значение приобретения детей дошкольного возраста способности к самостоятельному исследованию вещей и явлений окружающего мира. Существует множество подходов развития детей дошкольного возраста. Наиболее важный из них – наглядно-деятельностный, который направлен на становление сознания и личности ребёнка в целом. Создание с детьми инсталляции помогает реализовать эту задачу. В процессе создания инсталляции, дети имеют возможность увидеть форму, цвет, получить тактильные ощущения от предметов, закладываются нравственные основы личности.

Наша группа работает по коррекции речевого нарушения. Проблемы в развитии речи, часто сопряжены с проблемами соматического здоровья и психического развития. Дети часто болеющие. Не всегда могут видеть и отображать объекты действительности, так как у них плохо развито визуальное восприятие, воображение, игра с символами, проблемы в отображении своего опыта и представлений в рисунке и другой продуктивной деятельности. Это связано с тем, что у детей недостаточно знаний об объектах окружающего мира, отсутствует обозначение объекта словом, плохо развиты зрительная и слуховая память, низкая переключаемость внимания, нарушена целостность зрительного восприятия, не развиты социально-коммуникативные навыки и умения [2].

Работа по созданию инсталляции помогает детям раскрыть ценности дружбы. Во время работы над инсталляцией видна работа по формированию зрительного восприятия объектов действительности и их отображение в творческой деятельности [1].

Инсталляция – форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов. Совместная образовательная деятельность по созданию инсталляции проводятся в формате интегрированной совместной образовательной деятельности во второй половине дня индивидуально и по подгруппам.

Цель занятия: показать возможность использования предметов окружающего пространства в процессе создания портрета друга в инсталляции.

Задачи:

  1. Дать детям представление об инсталляции. Помочь понять детям, что каждая вещь несёт в себе смысловое значение, которое может отражать характер человека, его интересы, увлечения, профессию, положение в семье, гендерную принадлежность и т. д. Формировать умение создавать портрет друга используя вещи, характеризующие его как личность.

  2. Развивать композиционные умения (правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами и показывать их взаимосвязи в пространстве), способность к восприятию и воплощению художественного образа. Развивать зрительное восприятие, внимание, чувство композиции; связную речь: умение обосновывать свой выбор, свой образ.

  3. Воспитывать интерес к миру вещей как объектов, несущих смысловое значение; созданию с их помощью композиций, несущих смыслы и информацию. Воспитывать способность быть другом, раскрывая ценность дружбы.

    Мы разработали план занятия «Портрет моего друга/моей подруги».

    В предварительной работе мы:

    −подобрали для вводной беседы зрительный ряд изображений инсталляций;

    −подготовили и провели игру «Вещи умеют говорить», цель которой познакомить детей со смысловым значением предметов (объектов) окружающего пространства;

    −провели беседу «Портрет из шляпы», цель которой дать детям представление о том, что с помощью вещей можно показать черты характера человека, подчеркнуть его увлечения, профессию; название портрета должно сочетаться с идеей инсталляции портрета;

    −в вечернее время в совместной деятельности с детьми создали портрет одного из сотрудников детского сада, цель которой научить детей объединять вещи одной идеей;

    −организовали пространство развивающей среды группы: альбом с репродукциями инсталляций для самостоятельного рассматривания, внесли предметы природного окружения (ракушки, камешки, фурнитуру, украшения);

    −изготовили способом оригами коробочку.

    Нами были использованы такие педагогические технологии как: развивающее обучение (познавательно-исследовательская деятельность), игровая технология (принятие на себя образа художника), оздоровительная технология (физкультминутка «Мы волшебниками станем»). Во время совместной образовательной деятельности нами использовалась музыка композитора А.Л. Рыбникова как фоновая.

    Интеграция образовательных областей: развитие речи, физическая культура, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическая, познавательное развитие – помогла сделать совместную образовательную деятельность для детей более насыщенно и интересной. В работе по созданию инсталляций использовался весь предметный мир группы (игрушки, атрибуты для игр, природный материал, фурнитура), шляпа Волшебника.

    После проведения интегрированного занятия «Портрет моего друга/подруги» нами была создана видео-презентация «Портрет моего друга», где была отражена работа детей во время создания инсталляции. Целью презентации является желание оживить у детей впечатления от работы, создать положительный эмоциональный отклик.

    После просмотра видео-презентации мы обсудили с детьми их работу по вопросам:

    −Было-ли легко подобрать предметы для портрета, почему?

    −Было-ли интересно создавать образ подруги/друга с помощью предметов?

    −Чей портрет ты создал бы ещё, используя вещи?

    После создания инсталляции «Портрет моего друга» мы продолжили работу по созданию инсталляций по темам: «Мой папа (дедушка, дядя, брат)» – мужчины в семье к празднованию Дня защитника Отечества; «Мама (бабушка, тётя, сестра)» – женщины в семье к празднованию Международного дня женщин; «Масленица» – во время масленой недели (конец февраля); «Любимая русская народная сказка» – в апреле; «Моя Россия» – к майским праздникам; «Мой город» – ко дню рождения города.

    • наших воспитанников проявили интерес к детским работам, и мы организовали мастер-класс с последующей фотовыставкой. К выставке инсталляций детей и родителей мы разработали и раздали листовки с приглашением на выставку с проведением мастер-класса. Выставка была организована в пространстве группы. Инсталляции, ранее изготовленные, были представлены в виде больших фотографий. На выставку были приглашены дети и педагоги из других групп. Тут же после проведения мастер-класса по созданию инсталляции «Детство», была выбрана лучшая работа среди родителей, педагогов и детей.

    В результате нашей работы мы пришли к выводу, что эта методика подходит к работе по проведению занятия с детьми старшего дошкольного возраста, так как они способны отображать визуальный опыт с помощью подбора предметов, характеризующих объект их представления. Она даёт возможность:

    ‒заинтересовать детей в выполнении задания, так как для них оно носит игровой и деятельностный характер, не традиционность, составления портрета человека, что вызывает интерес к деятельности;

    ‒внести разнообразие в дидактический материал по ознакомлению детей с портретом;

    ‒раскрыть духовно-ценностный потенциал семьи, друзей, природы, Родины;

    ‒развивать воображение, логику и творческие способности воспитанников, познавательно-исследовательскую деятельность, социальные компетенции, абстрактное мышление через символическое восприятие объектов окружающего мира, наблюдательность и интерес к познанию мира Природы и Человека;

    ‒сделать воспитательно-образовательный процесс более интересным, насыщенным и динамичным;

    ‒использовать среду группы как арт-пространство;

    ‒раскрыть творческий потенциал сотрудников детского сада и группы.

    Ознакомление детей с инсталляцией даёт возможность показать детям важность умения видеть объект в сочетании с деталями, местом, дополнительной информацией. Дети получили собственный опыт отображения индивидуальности человека через символический смысл вещей окружающего пространства.

     

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Образование в пространстве культуры. – СПб.: АППО, 2012. – 176 с.

  2. Харченко Т.С., Путапенко И.А. Использование современных педагогических технологий в формировании целостной картины мира старших дошкольников с нарушением речи. – URL:https://educontest.net/ru/111443/формирование-осмысленного-восприяти/ (дата обращения 20.12.2016).

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: tatyana-murz (27.02.2017) | Автор: Ломовцева Л.Б., Харчевникова Т.М.
Просмотров: 434 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск по сайту
Полезные сайты

Copyright MyCorp © 2025
uCoz